У кого в сердце нет места для страха - у того в голове всегда найдётся место для пули.
1. Даже если вы ждете в гости друзей, при звонке в дверь не мчитесь открывать, а обратите внимание ребенка: «Звонят в дверь. Мы ждем гостей, но все равно я сейчас посмотрю в глазок и спрошу, кто там. Если там незнакомые люди, я не буду открывать». И именно так и сделайте.

2. Убедитесь, что ваш ребенок знает свой код города и номер телефона. Научите их никогда не давать его посторонним лицам. Убедитесь, что ваш ребенок знает, как использовать различные телефонные системы.

3. Объясняйте ребенку свои действия, если они идут вразрез с тем, что вы от него требуете. Например: «Я вошла в лифт с этим человеком, поскольку я взрослая и, с моей точки зрения, я смогу с ним справиться, даже если он попробует на меня напасть. Но для тебя, ребенка, правило только одно: никогда и ни с кем незнакомым не заходить в лифт!»

4. Научите детей, тактикам, которые может использовать посторонний человек, чтобы заманить их в машину или заманить их куда-нибудь, например, предлагая им конфеты, или предлагая домашнее животное, незнакомец может показать ребёнку ребенку домашнее животное животное и предложить ещё что-нибудь.

5. Мы легко и просто общаемся с незнакомыми людьми в общественном транспорте и общественных местах. Ребенок повторяет наши действия, а преступник очень часто пользуется именно этим. Что делать? Объяснить ребенку, что для него любой человек, не являющийся членом семьи – посторонний. Общение с посторонними людьми при отсутствии поблизости родителей должно ограничиваться только приветствиями. На все предложения посторонних нужно отвечать «Нет!» — и немедленно уходить от них, даже если они знают или зовут ребенка по имени. В разговоре с незнакомцами не рассказывайте о своей работе, доходах, адресе, распорядке дня членов семьи – и если свидетелем разговора стал ребенок, обязательно потом вернитесь к обсуждению этого момента и подчеркните, например: «Я разговаривала с незнакомым человеком, поэтому сказала только, что мы живем в Строгино. Но я не стала бы называть ему свой адрес!».

6. Внушите ребенку, что слушаться он должен только членов семьи. Нельзя беспрекословно слушаться всех взрослых! Приведите пример, что вы, допустим, выполняете распоряжения своего начальника, но не стали бы слушаться первого попавшегося человека с улицы.

7. Проконсультируйтесь с местными правоохранительными органами, чтобы выяснить, Есть ли сексуальные преступления в вашей области и научите вашего ребенка никогда не разговаривать с этими льдьми .

8. Научите ребенка всегда идти к к открытой кассе, если они разлучились со своими родителями в торговом центре.Я не могу не подчеркнуть важность этого руководства.

9. Поговорите с классным руководителем в школе чтобы вам сообщали сразу же если ваш ребёнок не пришёл в школу.

10. Всегда знайте, кто ваши новые соседи. Не бойтесь задавать вопросы, но, будьте вежливы и учтивы, когда вы общаетесь с ними.

11. Следите за своей речью. Ищите грань между воспитанием разумной осторожности и «паникерством».Чтобы не запугать ребенка, не превратить в паникера и труса, избегайте выражений типа «не разговаривай с незнакомыми людьми», «кругом полно психов», «детей постоянно крадут», «гулять в парках очень опасно», «никому нельзя доверять» и т.п. Вместо этого скажите: 1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом… 2. Большинству людей можно доверять, но… 3. С тобой ничего не случится, если… 4. Если кто-нибудь подойдет к тебе и скажет…, делай так… 5. Ты можешь обратиться за помощью к…

12. Проигрывайте вместе с ребенком самые различные ситуации. Например, «что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предолжит, что покажет красивого щенка, кошечку ? Что ты сделаешь, если незнакомец предложит тебе покататься в красивой машине ? Что ты сделаешь, если кто то предложит тебе пойти на работу к маме вместе с ним, а мама тебе об этом ничего не говорила и не звонила? Что ты сделаешь, если кто то назовет тебя по имени на улице и скажет, что папа попал в аварию и вам вместе надо поехать к нему ?». Попробуйте сами побыть в роли ребенка, а ребенок пусть побудет «преступником». Это может дать совершенно необычный и очень запоминающийся опыт! По итогам игры обязательно устраивайте «разбор полетов»! Но не ругайте ребенка, если он что-то сделал неправильно, а объясните, что было не так и как следует делать.

13. Если вам пришлось возвращаться домой поздно вечером — расскажите ребенку, что вы предприняли для обеспечения своей безопасности. Например, так: «я не хотела идти безлюдной темной улицей, хотя это и короче. Вместо этого я выбрала освещенную дорогу, по которой ходят люди. Я пришла на пять минут позже, но зато я чувствовала себя уверенно». Или так: «мне пришлось сегодня поздно ехать в электричке, поэтому я заранее сняла золотые серьги и кольца и сложила их в сумочку, чтобы не привлекать внимания. А потом позвонила папе, чтобы он встретил меня у станции». Достаточно нескольких таких историй, чтобы основные правила «вечерней безопасности» отложились у ребенка в голове намного прочнее, чем если бы вы просто требовали соблюдения этих правил от него.

14. И самое главное: выстраивайте ваши отношения с детьми на основе доверия с самого раннего детства.Не бойтесь рассказывать ребенку о своих проблемах – это поможет ему рассказать вам о своих. Учите детей не бояться родителей и говорить им правду обо всех случаях в их жизни – это поможет в дальнейшем избежать многих проблем.

Если же самое страшное произошло и ребенок не вернулся домой, необходимо
немедленно обратиться с заявлением в дежурную часть ближайшего отдела полиции


Воспользуйтесь следующим алгоритмом действий:
1. Уточните последнее местонахождения несовершеннолетнего.
2. Выясните у друзей, знакомых, когда последний раз видели несовершеннолетнего, при каких обстоятельствах.
3. Ознакомьтесь с записными книжками, дневниками, другими записями несовершеннолетнего для уточнения его связей, выяснения намерений подростка. Имеющуюся информацию предоставьте сотрудникам полиции.
4. При наличии сотового телефона у несовершеннолетнего, запросите детализацию звонков подростка в офисе компании сотовой связи, обзвоните абонентов входящих и исходящих вызовов за текущий день.
5. Обратитесь в справочную службу скорой помощи для получения возможных сведений о несовершеннолетнем.
6. Исходя из психологических особенностей и индивидуальных склонностей несовершеннолетнего, проверьте места его возможного нахождения.
7. Информируйте родственников, знакомых о факте ухода несовершеннолетнего, поинтересуйтесь, когда и при каких обстоятельствах они видели ребенка, попросите оказать посильную помощь в его розыске.
8. В летний период времени обойдите берега ближайших водоемов.
9. При установлении местонахождения ребенка, в том числе – совершающего самовольные уходы неоднократно, выясните, что послужило причиной его ухода, где он находился, с кем общался. Постарайтесь объяснить, что в отношении него могло быть совершено преступление.
К заявлению о розыске несовершеннолетнего прилагается фото разыскиваемого, соответствующее возрасту, данные паспорта или свидетельства о рождении, распечатка детализации звонков на сотовый телефон, личные записи, которые могут оказать помощь в его розыске.